- СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ
- (sociology of science) — раздел социологии, занимающийся изучением социальных процессов производства научного знания и его значений, включая технологию (см. также Социология познания; Наука; Социальное исследование науки). Начало разделу положила работа Роберта Мертона (1938), чей определенно социологический труд по британской науке XVII века (особенно Королевскому обществу) подчеркивал переплетение экономических и военных интересов, религиозных верований (особенно протестантства) в трудах ранних ученых. Позднее он выявил основные социальные характеристики науки (например, "норму универсальности" — каждый обязан проверить для себя самого валидность любой научной "находки"). Эти работы установили "идеальные типы" научной деятельности, однако в дальнейшем произошло стирание определенного различия между наукой и другими формами знания. В последние годы социологи отмечали "сильные" и "слабые" версии социологии науки. Первые в основном основывались на потребности объяснить социальную основу "ложных" претензий на знание (научных заблуждений, "околонаук", вроде астрологии, и т.д.), оставляя вопрос об основе "истинного" знания для философии науки, а последовавшие за ними вторые стали видеть свою задачу в изучении и объяснении всех форм научного знания (см. также Эпистемология). Одно из следствий, вытекающих из этого более взвешенного отношения к "истинному" и "ложному" знанию, состоит в том, что обе версии обладают и общей основой в повседневном конструировании социальной действительности, и общими проблемами в установлении допустимости в связи с отказом от индексальности. Понимание обоих видов знания стимулирует новые научные идеи, обеспечиваемые экономическими и социальными интересами, включая интересы дисциплины и самих ученых. В таком расширенном русле были недавно проведены следующие изучения: (а) роли интересов, мод и т.д. в определенных дисциплинах или в научных движениях, например, расцвет и закат евгеники (Харвуд, 1977), тестирования коэффициента интеллекта и даже истории математики; (б) диффузии научных идей; (в) основных "научных революций" (например, Кун, 1962); (г) этнографических и смежных форм эмпирического анализа повседневного социального конструирования научного знания, например, в лабораториях, обоснованного аргументами и графическими подтверждениями (например, Б. Латур и С. Уолгар "Лабораторная жизнь", 1979).
Большой толковый социологический словарь.— М.: АСТ, Вече. Дэвид Джери, Джулия Джери. 1999.